Среда, 24 апреля, 2024
spot_img
ДомойКувæндæттæЭтническая культура, пространство "малой родины"

Этническая культура, пространство «малой родины»

Культура регионов Российской Федерации представляет собой взаимодействующие национальные традиции, сохранившиеся этнические культуры, которые создают пространство «малой родины» для многих народов. По данным переписи 2010 года в России проживают представители 193 народов, обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Культурное и языковое многообразие российских народов защищено государством. В России используется 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения (2010 год).
Из 20 млн. нерусских в России в пределах национальных республик живет 9,7 млн. человек, а ос¬тальные расселены по всей России. Из 21 республики России лишь в шести народы, давшие название этим республикам, составляют большинство (Ингушетия, Чувашия, Тыва, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Чечня). В девяти республиках страны доля этих народов не превышает трети общего количества населения . Таким образом, очевидно, что многие народы заинтересованы в сохранении и развитии своих традиционных культур и укреплении единства российской нации.
В социальном пространстве, конечно же, везде и всегда существует перепад между нормами и фактическим состоянием; однако с исторически беспрецедентной практикой создания демократических конституций совершается нечто совсем иное: возникает как бы сдвигающий время утопический перепад.
С одной стороны, права человека могут получить позитивное значение базисных прав только внутри известной партикулярной общности, прежде всего – в национальном государстве. С другой – их универсалистский, над всеми национальными границами простирающийся родовой ценностный вызов может быть исполнен только в сообществе, охватывающем весь мир [Веллмер 1998, 265 – 295].
Культурные обновления в Северной Осетии, в целом, представляют собой модель неорганической модернизации, так как они были осуществлены «сверху» и по принципу «догоняющего развития». Первичная и вторичная модернизации – это интеграция Северной Осетии с Россией и вхождение ее в современную цивилизацию.
В современной Осетии снимается противоречие между традицией и инновацией, прошлым и настоящим. Сегодня социокультурная ситуация в Северной Осетии характеризуется, с одной стороны, открытостью к межкультурной коммуникации, восприимчивостью к стереотипам общечеловеческой цивилизации, а с другой стороны – усилением этнического самосознания народа, возрождением культурного наследия прошлого, которое не противоречит сущности всеобщей жизнедеятельности. Синтез этнического и общечеловеческого в Северной Осетии – это диалектически взаимосвязанные стороны формирования современного осетинского социума.
В процессе модернизации часть осетинских традиций переосмысливается, что происходит в том случае, если новшество соответствует архетипическим элементам этнокультуры, ее ядру, базовым ценностям. В этом случае наблюдается заполнение старых форм новым содержанием. Такие нормы, как трудолюбие, взаимопомощь, братство, гостеприимство в прошлом поддерживались силой общественной мысли, в процессе модернизации им придается идеологическое содержание и патетическое признание гордости на государственном масштабе. Работа Общественного Движения «Иудзинад» , в том числе, направлена на приобщение молодежи к традиционной культуре. И с этой целью возможно применение ряда этнокультурных технологий. Среди них технологии: возрождения национального самосознания и ментальности; сохранения и возрождения родного языка; этнокультурного образования и воспитания; воссоздания традиционных промыслов и ремесел; развития традиционного народного творчества; реставрации культурного наследия; информационные и проектные технологии и др. В социально-культурной практике Движением с успехом применяются технологии реставрации культурного наследия – традиционные обрядово-ритуальные формы. С этой целью продолжается работа в рамках реализации Поограммы деятельности Движения «Иудзинад», в направлении «Сохранение и популяризация традиционных духовных ценностей осетинского народа» и создание Совета дзуары лæгтæ, с представителями ущелий – дзуары лæгтимæ. Очередная встреча была посвящена Дигорскому ущелью. 2173229
Представители Дигорского ущелья отмечали то , что на сегодняшний день актуальным вопросом является проблема отсутствия постоянно проживающих в горных селах жителей. Так как нет возможности разводить скот и заниматься сельским хозяйством.digora1Как отмечал Дзагкоев Бидола: «Личное подворное хозяйство – это бесперспективное явление в нашем ущелье. Так такие хозяйства уходят в прошлое. Нет земель и нет средств у людей для их содержания. На их место должны прийти более продвинутые семейные фермеры и крупные сельхозпредприятия, но нет программ субсидирования таких производителей. Поэтому на сегодняшний день люди, держащие свое хозяйство, мало ценят собственный труд. Они реализуют, например, 10 килограммов мяса и не считают, сколько времени потратили на его производство. В качестве альтернативы они могли бы работать где-то в другом месте и получать более существенный доход. Но возможность такого выбора существует не у каждого. Реалии таковы: у жителей малых и удаленных сел альтернатива одна – либо вести личное подсобное хозяйство, либо уезжать в город. Что мы и наблюдаем. Люди уехали в город. Поэтому на сегодня проблема сохранения горных поселений, дзуартæв и кувæндæтæв актуальна. Люди теряют свою самоидентичность в бешеном ритме поиска средств на существование.» digora2Загалов Тотраз отметил: « На протяжении многих лет, традиционные ритуалы почитания святыни ведутся с четким соблюдением предписанных правил, которые передаются из поколения в поколение. Вычислялись наиболее благоприятное время поклонения тем или иным местам по фазам луны и по солнцестоянию, определяли, когда наиболее действенны традиционные молитвенные обряды. Сегодня этот вопрос многими трактуется по разному. Нет единого подхода к исчислению дней проведения того или иного ритуала. На мой взгляд нужно поработать над этим вопросом и создать единый осетинский календарь проведения традиционных осетинских обрядов.»«Когда-то Галиат считался самым большим высокогорным селом Северной Осетии. Еще в середине прошлого столетия здесь проживали более 50 дворов. Сегодня постоянных жителей в Галиате не осталось. Каждый год выходцы из этих мест приезжают сюда, чтобы вознести молитву Всевышнему»- отмечал Гамаонов Казбек. « Но каждый год представители фамилий – выходцев из села – приезжают сюда на праздник, привозят с собой детей. В честь них и устраивается торжество. По легенде, дети, которых привели в Дзуар, вырастут хорошими людьми, и высшие силы всегда будут им помогать. Здесь, у подножья гор, в Уаллагком ущелье собираются люди из разных уголков республики. Приезжают в Галиат вместе с детьми, для того чтобы передать обычаи предков будущим поколениям. Годизовы, Гасиновы, Толасовы, Салказановы, Гуссаовы – своим родовым селом Галиат считают 36 фамилий. Каждый год право провести торжество передается от одной фамилии к другой. »
Байсангуров Мухтар, выходец из села Галиат: «Если не помнить своих предков,если человек не почитает их, у этого человека нет ни настоящего, ни будущего. Я так считаю. И в таком духе мы воспитываем своих детей, сыновей, внуков»,праздник настолько древний, что говорить об истории его возникновения никто не берется. И даже старейшины не помнят, как появилось святое место. Люди искренне верят, что божество Фарон приносит счастье детям, благополучие и мир народу Осетии.
Все участники встречи отмечали, что необходимо возрождать традиционно культурные ценности. Наши дзуартæ и кувæндæтæ теряют свою силу. Сегодня еще можно прочувствовать благодатную ауру этих мест, но скоро ее не станет. И эти важные места исполнения традиционно-обрядовых мероприятий могут стать местами для приятного времяпрепровождения.
Опыт этнокультурной деятельности (Л.В. Баева и др.) показывает, что в модель культурного наследия, подлежащему внимательному изучению и сохранению, включены самые разнообразные объекты культурного наследия: материальные и нематериальные. Так, материальные объекты культурного наследия этнических диаспор включают: художественно-ценные объекты; исторические раритеты или «места памяти»; традиционные промыслы, занятия, художественные произведения и предметы быта; архитектурные сооружения .
Объекты духовного наследия: фольклор, народные традиции и обычаи; религиозное наследие (культовые места, храмы, изображения, верования и практики прошлого); интеллектуальное наследие (вербальные источники, запечатлевшие философскую, этическую, научную традицию прошлого); эстетическое духовное наследие (произведения нематериального искусства, в том числе литературы, театра, музыки и др.)
И по — нашему мнению, необходимо указать на то, что распространение высоко ценимого в Осетии гуманитарного знания не только для традиционного, но и для современного, «перестраивающегося» осетина является важным. Значимость гуманитарного знания как знания основ мироустройства и навигации человека в мире не подвергается сомнению – наоборот, утверждается как столп и опора самоидентичности человека. А самоидентичность человека это приверженность культурному наследию.
Нет необходимости доказывать, мировоззренческие осетинские традиции опираются на своеобычные концепты имплицитной эстетики, связанные с пониманием трансцендентной основы природного, социального и индивидуального бытия, внутренние культурные ориентиры, продолжают оставаться истолкованные по-новому понятия «Ирон æгъдау», служивший нравственным ориентиром каждому осетину. Участники встречи единодушно высказали мнение о необходимости создания «Совета дзуары лæгтæ», который бы объединил все ущелья.

Предыдущая статья
Следующая статья
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ