Вторник, 19 марта, 2024
spot_img
ДомойНовостиЕдинственно возможное мировоззрение и образ жизни

Единственно возможное мировоззрение и образ жизни

Слова Канта о том, что Бог, свобода и бессмертие представляют собой три главных предмета философствования, высвечивают проблему, которую можно смело назвать основной для этого занятия. Суть ее в том, что хотя во Вселенной ни для Бога, ни для свободы, ни для бессмертия никаких оснований нет, они, тем не менее, существуют. Существуют благодаря человеку — уникальному созданию природы, обладающему духовной стороной, которая именно этими идеями, не имеющими природного происхождения, и определяется. Человек постепенно создает собственный мир, «Вторую Вселенную», который отличают изначально не существовавшие в природе, совершенно особые качества, в первую очередь, нравственность. В самом широком смысле нравственность это — априорное знание (со-знание, или со-весть) о добре и зле, способность выносить моральные суждения, потребность в жизни, в добре, любви и красоте. Но поскольку в природном мире нравственности нет, она, таким образом, в определенном смысле слова сверхприродна, или сверхъестественна — так же, как и свобода. Как такое возможно?Clipboard04Размышляя о мире человека на языке европейской культуры, неизбежно оказываешься в круге понятий, имеющих происхождение из традиционного мировоззрения осетин «Ирон æгъдау» .
И мы ни разу не писали «осетинская вера», это всё равно, что написать – осетинское Солнце…. Тема Веры и религий настолько запутана, обросла несколькими слоями мифов и подлогов, что крайне трудно разбираться в нюансах, тем более, печатное слово не передаёт акценты, поэтому непросто доносить свою мысль.
И нам сегодня пытаются объяснить , что культура народа выражена в его языке, и язык есть стержень и основа нации, а тем более осетинский язык четко определяющий формулу Иунæг Кадджын Хуцау (Единобожья), есть то, что нам дано Богом, и таким образом является доказательством того , что это есть религия. И исходя из того , что , якобы нет осетинской религии, то и единобожность – это понятие придуманное осетинами.
Дело в том, что Вера и образ жизни, и традиционное мировоззрение общества — одно целое, и если общественные отношения не соответствуют учению и принципам Веры, то её место занимают религии.
Вера возникла в древние времена, когда племена были монолитны этнически, у каждого племени были свои божества, символы и культы. Но уже в 3-ем тыс.летии д.н.э сформировалась общая Вера индоевропейской Цивилизации. В самом центре Мира той эпохи — Мидии и Междуречья уже были общеплеменные Боги — Иштар(Астарта), Ваал(Баал), а на берегах Нила — Гор (прообраз Христа).
Символом Веры, после Ветхозаветных баталий на территории Кавказа и Приазовья, должен был стать Аполлон, однако помешало очередное нашествие варваров. Позже маги (жреческое племя в сообществе сидонян) остановились на Христе. Было и Св. Писание, и Евангелие от Матфея, Заповеди Господа, Св. Крест, Св.Георгий, Богородица и т.д. Таким образом, изначально на территории Кавказ — Крым Вера была такая же, как у родственных племён в Мидии: Иштр Хсау (Иштар-Астарта), Ваал (Цхин-вал), Саваоф, а после крушения Мидийской цивилизации появились Господ Бог и другие действующие лица в мифологеме Матфея. Т.е. произошла трансформация главного божества и символа Веры — Иштар и Солнце уступили место Господу Богу и Христу. Clipboard01Предки осетин проживали тогда в самом центре Великого Сидона бок о бок с родственными племенами, т.е. язычества не было уже более 3-х тысяч лет назад. Тем более, что маги, галы и другие мидяне во время 1-го Исхода 11 в. днэ частично осели в высокогорье центр-ого Кавказа, где сохранились руины их алтарей и др. артефакты.
Выходит на всей описанной территории жили родственные племена, с общей Верой и укладом жизни — все они владели навыками творчества и созидания (никаких рабов они не допускали в своё сообщество), умели лелеять и защищать свою родную Землю. Вот тогда в истории осетинской этнокультуры Вера и общественное мироустройство основанное на «æгъдау» были одним целым, а все граждане были Верующими. Всё было замечательно, до 7 в. д.н.э, когда этот центр Цивилизации подвергся разрушению и последующей маргинализации.
Коренные племена индоевропейцев- сидонян либо массово покинуло этот край, либо вынуждены были из плодородных долин отойти в предгорья. В тесных ущельях, вместе с общими божествами, не забывались и старые родо-племенные культы — Гора, алтарь, дубовая роща, водный поток ….Clipboard02
Сознавая огромное значение древних духовных ценностей, осетины возводили храмы своим святым в отмеченных Богом высоких горах и труднодоступных ущельях. Именно таким местом было верховье Алагирского ущелья, где в примыкающих ущельях сосредоточился своеобразный «Олимп» осетинских святых в лице трех братьев-святилищ: Реком в Цейском ущелье, Сидан-Мкалгабырта в ущелье Сидан (маленькое ответвление Касарского ущелья) и Таранджелос в Мамисонском ущелье. Каждое из этих святилищ со своим институтом хранителей-дзуарлагов, представленными из достойнейших людей, отвечало за определенную функцию деятельности трехкастовой Осетии. В Рекоме воспитывался культ воина-света, в Сидан-Мкалгабырта -культ мудреца (существует версия о существовании в Сидане своеобразной школы, где из одаренных детей воспитывались будущие хранители-дзуарлаги), а в Таранджелосе учили любви к земле.
Будучи «горой» языков и народов, Кавказ являет собой пример религиозного синкритизма, который складывается на т.н. языческой почве с примесью зороастризма, христианства и ислама в различные периоды и в различных дозах. Однако все эти т.н. мировые религии в народный быт проникали лишь за счет определенных уступок как догматического, так и обрядового характера. Это произошло потому, что они застали на территории Кавказа высокоразвитые народные религиозные представления в виде определенных космогонических систем, стоявших намного выше того, что обычно именуется язычеством…» (А.И.Робакидзе, предисловие к книге Л.А.Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин»).
Именно так! Мироощущение с богатым религиозным и философским содержанием, далеко выводит осетинскую религию за рамки язычества, прежде всего понятием о едином Боге, известным со времен древних ариев (в «Ригведе» – это «Единый, в своем дыхании», у древних иранцев – это «Абсолют Абсолютов», в буддизме и брахманизме – это «Единая бесконечная сущность» и т.д.). Бог в понимании осетин гораздо величественнее, чем в известных мировых религиях, всепроникающий и вездесущий, Он не перевоплощается в конкретные образы, и потому всякое о Нем рассуждение – бессмыслица.
Однако оккупанты навязали свои «понятия» — адаты, кровная месть, похищения и т.д. А позднее император Константин насадил византийскую религию, через пришельцев-картвел (за что последним были дарованы титулы князей и епископов). Во время Османской оккупации Кавказа — Крыма, все кавказские этнокультуры подверглись обращению в магометанство…
Итак, пока племена жили в добрососедстве, в рамках огромного центра Цивилизации, у них общей была и Вера и духовное мировозрение.
Но потом внедрились племена с адатами, а позднее, под эгидой византийского христианства, в центре Западного Кавказа, в статусе князей и епископов, утвердились картвелы, а на Востоке за последние 20 лет вайнахи, под зелёным знаменем, единолично заняли всю Терскую долину, Хасавюрт и т.д.
И у осетин началась полоса сомнений и шараханий.
Если схематично: Бог — Один, и Вера — одна; Бог — это Личность, а Вера — нравственный стержень Общества Личностей (Граждан), в котором традиционное мировоззрение «Ирон æгъдау» и были и конституцией, и уголовным кодексом.
Проблемы, которые ставит это целостное знание, т.е. то, с чем сталкивается и пытается решить каждое поколение, приходящее в мир, проясняют его (знания) подлинный онтологический статус — оно представляет собой единственно возможное мировоззрение и образ жизни того индивида, который в состоянии стать действительным человеком. Это знание, в целом нейтральное по отношению к культурно-цивилизационной специфике, представляет и обновляет те самые смыслы, которые делают человека человеком и которые в Новое время были с пренебрежением отодвинуты. Как определить такое знание?
Clipboard03Вера зиждется на знании, а носителями знания являются люди, которым даровано откровение – дзуары лæгтæ, наследующие знание от мировоззрения «Ирон æгъдау» по цепи преемственности, которая никогда не прерывалась. Есть ли такие носители божественного знания в Осетии сегодня? С этим вопросом Республиканское Движение «Иудзинад» обратилось к современным дзуары лæгтам, на очередной, пятой по счету, встрече. Где каждый из присутствующих высказывался о проблемах, и о тех мероприятиях, которые нужно провести совместно всем дзуары лæгтæм, в рамках направления сохранения дзуартæв и кувæндæтæв.
Исследуя культовое содержание святилищ, их архитектурные и художественные образы, мы всего лишь приоткрыли ширму тьмы и невежества, скрывающую так много светлых и чистых представлений забытой древней веры, незаслуженно заключенной в рамки «язычества». Перед нами открываются огромные просторы интересных исследований, и вместе с ними, приобретение древних мудрых знаний, способных поднять наш народ из омута всеобщего морального падения на твердый уровень духовного порядка. Сегодня уже мы не должны ограничиваться восстановлением только одних основных сооружений храм-хранилищ. Необходимо привести в первозданный вид весь комплекс храмов. Многое уже сделано, но многое еще предстоит сделать . Сегодня наши горы – это далеко известная туристическая зона, но не надо забывать, что оно же в недалеком прошлом сакральные места. Поэтому и для возрождения духовности и для развития туризма необходимо принятие нового регламента поведения, в таких местах.
Традиционное мировоззрение «Ирон æгъдау» учит граждан жить в обществе Личностей, от трудов своих, на Земле отцов своих, по традиционно –культурным нормам поведения осетинского народа. И это сможет объединить Народ вокруг национальной идеи, вытравить из своего общества маргинальные настроения.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо автору. С ним трудно не согласиться. Но есть еще одно.
    Я вижу серьезную угрозу нашему духовному наследию, сакральности мест поклонения Дзуарам в развитии бесконтрольного туризма. Если мы допустим, чтобы например, не разбирающиеся в тонкостях Ирон Æгъдау, российские туристки в шортах поднимались к Рекому (табу йæхицæн), и там фотографировались на фоне святилища или тем более заходили вовнутрь в неподобающем виде, мы боюсь навлечем на себя гнев этих святых. Нужно, чтобы закон защищал наши сакральные территории не только от самозахватов и распродаж, но и от такого осквернения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ