Четверг, 30 июня, 2022
spot_img
ДомойКувæндæттæДзуары лагта объединятся в совет по укреплению агъдау

Дзуары лагта объединятся в совет по укреплению агъдау

Еще недавно одно упоминание о «Дзуар»-е могло остепенить любое необузданное лихачество, решить всякий спорный вопрос и обеспечить защитой каждого, кто воспользуется этим священным обозначе¬нием. Одним словом, только поверхностное понимание феномена «Дзуар» создает пространное представление о нем, как о фундаментальной основе всего того, что является «осетинским». А это значит, что теме «Дзуар» должно было бы посвящено большое, первостепенное по важности исследование.
Современным людям сложно рассуждать по поводу каменных сооружений, разбросанных тут и там на территории Осетии, и их строителей. Христианство и другие религии превратили великие символы преданий и традиционных почитаний осетин в идолопоклонство и фетиш. В круге из камней заложено великое таинство модели мироздания. Осетинский храм обносили замкнутой изгородью, и строение – дзуар (кувандон), находилось в замкнутой системе. Обращающиеся к Богу, не заходили ни только в храм, но даже за изгородь. В этом не было необходимости. Так как проведение обрядового мероприятия поручали проводить дзуарылаг – у. Все действо , проводимое в сакральном месте, было наполнено философским смыслом и содержанием высокоразвитой космогонической системой. И все без исключения культовые сооружения осетин, представляющие проекцию мирового пространства , являются символами древних философских и космогонических воззрений. Только до конца познав мудрость древних символов, можно понять, какие глубокие идеи вкладывали предки осетин в рукотворные и не рукотворные, созданные природой , виды молитвенников. Таких молитвенников в Осетии тысячи, и каждый из них имеет свое сакральное таинство, а многие хранят свою историческую идеологическую ценность.
Что к изучению мудрости им нужно обратиться,
Познать они сумеют тайный смысл секретов
В которых истина сокрыта, ведомая древним,
Когда разумный человек изучит мой пролог,
То станет знатоком учений сокровенных,
Придет он в восхищенье от того,
Насколько превосходит разум бренный
Те случаи, что встретим мы в Природе.
Нострадамус
Все обрядовые мероприятия, проводимые в дзуарах и кувандонах , несут систематизированный подход к передаче знаний мировоззрения «ирон æгъдау», которые образуют бесконечную лестницу духовного развития. Не все знания имеют право быть общедоступными. Есть сокровенные знания для «дзуарылаг», право на которые должны иметь высоконравственные люди. И здесь скрывается истина , познание которой сокрыто в правильности выбранного пути. Традиционное мировоззрение осетинского народа «ирон æгъдау» является фундаментом для развития нарождающихся поколений. И это не означает что мы вернемся в пещеры и в каменный век, а говорит о том, что мы говорим о развитии духовной культуры и сохранении истинных знаний традиционно – духовного мировоззрения «ирон æгъдау». Нельзя двигаться вперед , не опираясь на тысячелетний опыт и знания наших предков.
Рассматривая все¬возможные определения «дзуар»-а, сосредоточенные вокруг центрального «креста-дзуара», мы наблюдаем существенную объединительную особенность всех представлений «дзуар»-а. Это — осветляющий образ, собранный из молитв и ритуалов, направленных в сто¬рону одной основной цели — достойного, безопасного и благополучного будущего новых поколений (в осетинских «святилищах-дзуарах» никогда не велись молитвы о «спасении», «вечной жизни», «за упокой» и т. д. Для этого существовали не менее священные для осетин объекты — «могильники предков»). И в то же время «дзуар» представлялся у осетин как справедливый судья, трепетно оберегающий традиционные устои и жестоко наказывающий за всякое отступничество и предатель¬ство (не в загробной, а в реальной жизни) как провинив¬шегося, так и весь его род.
Однако представленное пояснение о значении «дзуар» не дает объективного представления о роли святилищ в культовой жизни общества. Это является следствием того, что в процентном отношении число различного вида святилищ (капищ, деревьев и местностей) достаточно велико, в то время как их роль в духовной жизни общества незначительна. Поэтому, на наш взгляд, целесообразнее проводить работу «дзуар» — ов по классификации и по рангам почитания, что дает возможность выделить основные культовые памятники, проследить генезис архитектурных форм и установить их датировку. С этой целью нами проводится работа с представителями каждого из «дзуар»- а – «дзуарылаг»- ам.
18 декабря прошла первая встреча со служителями святилищ Алагирского ущелья, которую организовало движение «Иудзинад». «Цель нашей встречи — единство народа. Именно к этому мы должны прийти посредством проведения подобных мероприятий. Необходимо ознакомиться со всеми обычаями, правилами проведения тех или иных мероприятий в селах ущелья, прийти к общему знаменателю и закрепить их», — сказал член Совета Общественного Движения «Иудзинад» Тамерлан Марзоев, открывая встречу.Foto5
Участники мероприятия — «дзуары лæг»- та, многие из которых являются старожилами сел Алагирского ущелья, рассказали об особенностях проведения праздников в святилищах своих селений, основа которых не видоизменяется на протяжении долгого времени.
Foto1
Однако были отмечены и «нововведения», которые могут вскоре в корне опорочить суть празднеств. «Алкоголь портит все. Не должна быть на столах праздничных, да и поминальных водка. Не молились наши предки Всевышнему с рюмкой водки. Не было на столах в святилищах также перца, соленых помидоров и так далее. Были лишь пироги, мясо, пиво, арака и все»,— сказал Андрей Едзиев из села Ход.
Foto2
Его недовольство поддержали и другие участники встречи, при этом также опровергнув расхожее мнение о том, что предки осетин молились Богу молоком. «Никогда такого не слышал ни от своего отца, ни деда. Молились они аракой: это осетинский старинный напиток или же пивом, а если не было возможности сделать пиво, то квасом (къуымæл). Главное — меру знать надо»,— отметил Едзиев.
Foto3
Бог, как известно, в осетинском понимании — это «бесконечное все» и во времени, и в пространстве. Он не имеет пола и Его не надо где-то искать. Все жиз¬ненные процессы происходят внутри Него, а вернее, в определенной Его части-субстанции — простран¬стве. В индоевропейской традиции такая субстанция представлялась Мировой горой, воспринимаемой как модель Вселенной, как ось Мира, самым удачным, «концентрированным» символом, которой становится камень-валун-Майрæм. Гора Меру. С таким названием наиболее классиче¬ский тип Мировой Горы отразился в индуисткой мифо¬логии (Мифы народов мира, стр. 311). Гора Сумер в виде железного столба, соединяющего диск земли с небом, известна у алтайских народов. Имра-Мара (Yamarāja) представляется верховным Богом у восточных иран¬цев в горах Гиндукуша, символом которого являются цветные камни (Карл Йеттмар, «Религии Гиндукуша», стр. 69). Масса «священных гор» с корнем «мар» известна в Осетии: Джи мара, Дза мараш, Ху маратхох, Мораухох и т. д. В древней греческой традиции Главный Кавказский водораздельный хребет известен как «горы Амарантов» (Аргонавтика), там же прикован Амран (возможно, прообраз греческого Прометея). И, наконец, одно из самых загадочных священных мест — явлений Кавказа, о котором нам еще предстоит говорить, носит название «Морæх». Из всего сказанного о Мировой Горе можно предположить, что название «Майрæм» про¬исходит в самые древние времена индоевропейской общности и понимается как наименование одного из проявлений Бога, а именно, всех «трех уровней» («верхнего», «среднего» и «нижнего») жизненного про¬странства — Мировой Горы. Говоря о «дзуар»-ах и анализируя их значение, каждого из участников встречи можно сделать ряд обобщений. Так, они сооружались в местах, равнодоступных для всех жителей ущелья, и постоянно находились в их поле зрения. Форма и размеры могли быть самыми разнообразными – от храма до пещеры. Присутствие в дзуары бон (праздничный день святилища) на святилище было необязательно.
Это подтвердили и участники второй встречи с «дзуары лаг»- тима , проведенной 25 декабря, со служителями дзуаров Куртатинского ущелья. Открыл встречу и обратился с приветственным словом координатор Движения «Иудзинад» Батраз Кучиев : «Целью данной встречи является знакомство с представителями святилищ Куртатинского ущелья, и формирование базы данных о местах и ритуальных особенностях конкретных святилищ и выработки общих шагов по укреплению норм «Ирон æгъдау» и ритуальных правил.»
Foto11
Член совета Движения «Иудзинад» Тамерлан Марзоев рассказал о целях и задачах Движения , изложив информацию о проводимой работе и перспективных планах. Встреча была подготовлена членом совета Движения Фарниевым Эльбрусом.
Foto8
Старший из гостей Годжиев Лактемыр, из селения Хидикус , рассказал о близлежащих дзуарах, о порядке проведения обрядовых и культовых мероприятий в них. Он особо отметил необходимость работы с младшим поколением и приобщения их к традиционным ценностям «Ирон æгъдау».

Дзуарылаг , святилища Дзивгисы Уастырджи, Елканов Казбек подчеркнул , что многие приезжающие на святилище незнакомы с нормами поведения и отправления ритуала на дзуаре, нарушают веками установленные правила и порядок.
Foto9
Приглашенными было особенно отмечено, что под давлением информационной среды, многие не задумываясь, подменяют традиционную духовную культуру инородными воззрениями и представлениями.
Гуриев Казбек отметил , что специфика осетинского морального сознания фокусируется на идее ответственности людей за совершаемые ими поступки, а ответственность эта может быть личной, коллективной, и распространяться на потомков. Мы не можем взять на себя право в подмене понятий, целей, предназначения и сущности дзуаров. Каждому святилищу посвящено определенное время в году , когда и возможно было проведение ритуала в данном месте. Календарь традиционных осетинских праздников четко обозначал время проведения мероприятий. В последнее время возникает путаница в сроках проведения осетинских праздников. Участники встречи, высказали особое мнение о необходимости совместной работы по созданию календаря осетинских праздников. Который бы учитывал знания и данные представителей святилищ о реальных сроках и датах их проведения
Foto7
Все приглашенные выразили общую озабоченность и тревогу по поводу непрекращающихся попыток информационного давления представителей иных религий с целью воздействия и навязывания чуждых нашему менталитету духовных и нравственных норм. Foto10
Участники встречи высказали мнение о необходимости проведения подобных встреч регулярно и подтвердили готовность к совместной работе. Было высказано общее мнение о необходимости создания Совета служителей святилищ всей Осетии (дзуары лæгтæ), которые будут заниматься вопросами укрепления и сохранения ирон æгъдау.
Foto4
Встречи и обсуждения будут проходить на базе общественного движения «Иудзинад».

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ