Цæйут, æфсымæртау раттæм нæ къухтæ, абон кæрæдзимæ Иры лæппутæ!..

Конкурс среди учителей осетинского языка

В школьном возрасте начинается направленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная, которая играет важную роль в формировании и развитии психических свойств и качеств ребенка.
Очевидна необходимость с первого класса обучать детей на родном языке.
Родной язык — основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности.
На родном языке, через родную речь дети узнают реалии национальной жизни, приобщаются к культурному наследию народа, осваивают нормативные традиции и закономерности языка.
Но проблема обучения на осетинском языке не всегда решалась одинаково в разные годы.
Период 20-60 годов был высшей точкой развития осетинской национальной школы. В эти годы начальную подготовку на родном языке в школах республики получала подавляющая часть детей осетинской национальности. Содержание начального образования строилось прежде всего на родной культуре.
Но с 1965 года осетинская школа начала терять свой национальный колорит, формально сохраняя лишь преподавание родного языка как предмета. Результатом вытеснения осетинского языка из общественной жизни в бытовую сферу стало появление поколения осетин слабо или вовсе не знающих родной язык, обычаи, быт, нравы, культуру своего народа.
Как указано в концепции возрождения и развития национальных школ Северной Осетии, процессы, начавшиеся в ходе коренной перестройки жизни общества на демократических и гуманистических принципах, расширения процессов децентрализации государственного управления, переход от единообразия к многообразию в системе народного образования, поставили существующую национальную школу в сложную ситуацию.
Потребности возрождения языка, расширения его функций, развитие национальной культуры требует перестройки всей системы обучения и воспитания в национальной школе: а) реализации права обучения и воспитания детей на их родном языке с дошкольного возраста до окончания средних учебных заведений; б) приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа.
Это означает, что сегодня необходима такая национальная школа в республике, которая бы передавала учащимся не только некую сумму информации по основам естественно-математических и гуманитарных знаний, но имела бы дело с воспитанником во всем богатстве его человеческих отношений и проявлений.
Эффективность преподавания на родном языке особенно ярко проявляется на результатах изучения других предметов, в их числе: математика, естествознание, культурно-эстетический цикл предметов и т.д.
По мере освоения учащимися родного языка, изучения предметов познавательного характера — географии, зоологии, ботаники, истории на родном языке, дети переходят на русский язык обучения с 5 класса и выше. Родной язык изучается ими как предмет.
Осетинский язык — учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на наших уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность с постоянным стремлением совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.
Возможно ли достижение этой цели в школьном обучении родному языку?
Создание интереса к изучению родного языка — один из злободневных вопросов преподавания нашего предмета.
Дети, поступающие в школу, имеют известный круг представлений и знаний об окружающей действительности. Но этот круг реальных знаний очень мал. Задача школы — расширить словарь ребенка, который у учащихся начальных классов бывает развит односторонне, мало терминов, обобщающих слов, речь детей отличается невыразительностью, повторением одних и тех же слов, в лексическом запасе детей нет ярких, выразительных слов и выражений.
shk3,2
Перед институтом повышения квалификации работников образования и осетиноведами была поставлена задача врио министром образования Зитой Салбиевой, определиться с наиболее лучшей методикой преподавания и ведения урока.shk3
В течении трех дней сотрудники ведомства с представителями комиссии по сохранению и развитию языка при главе Северной Осетии, членом которого является председатель Движения «Иудзинад» Б.Кучиев, посещали открытые уроки по осетинскому языку и литературе во владикавказских школах. Лучшие педагоги национального языка продемонстрировали методику преподавания в так называемых «владеющих» и «не владеющих» группах.
Представители комиссии по сохранению и развитию осетинского языка отмечают, что сейчас в школах есть достаточное количество учебников и вся необходимая база для работы в этом направлении. Но чтобы результаты, выраженные в свободном владении языком детьми, были повсеместными, необходимо пересмотреть методику преподавания, проецировать успешный опыт лучших педагогов на все образовательные учреждения. Данная задача уже поставлена врио министра образования и науки Северной Осетии перед институтом повышения квалификации работников образования и осетиноведами. По решению комиссии наиболее лучшей методикой преподавания и ведения урока отмечена МБОУ сош №3. Уроки были подготовлены
shk3,6
Валиевой Илоной Тенгизовной, Габараевой Дианой Родионовной, Саухаловой Валентиной Руслановной.shk3,3Два урока прошли в 7,8-х классах – это владеющие, и 5 класс не владеющие группы детей. С ребятами говорили о традициях и обычаях осетинского народа, о многонациональной и дружной семье народов России. В качестве наблюдателей на уроки пригласили директоров школ. shk3,4«Сегодня мы посмотрели работу детей начальной и средней ступеней владикавказской школы №3. Уроки были насыщены параллелями из разных культур; осваивая грамматику, привлекали не только русский, но и иностранные языки. Очень важно, что занятия носили мощный воспитательный элемент»- было отмечено Зитой Салбиевой.
Софья Владимировна Корнева, директор школы : «Хотели бы поднять статус преподавания осетинского языка. И с этой целью пригласили директоров школ, чтобы они увидели открытые уроки наших лучших учителей осетинского языка. И это не только школа. Здесь должны в первую очередь поработать родители. Это отношение родителей к осетинскому языку. У нас очень красивый, древний язык и мы должны детей доводить до этой мысли».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Powered by WordPress | Designed by: All Premium Themes Online. | Thanks to Top Bank Free Premium WordPress Themes, wordpress themes 2012 and