
Время неумолимо летит вперед. Мы живем уже в 21-м веке. В сегодняшней нашей жизни, как и во все времена, есть и плохое и хорошее. Одной из хороших черт нынешнего времени считаю то, что многие люди начали вспоминать о своих корнях. Начали задумываться о том, кто они, откуда. Кто были их предки и что они им оставили в наследство. И речь идет не о материальных ценностях, а о том, что называется «фыдæлты фарн æмæ æгъдау», то есть духовные ценности наших предков. Сегодня также чаще стали вспоминать о национальных героях, о людях, чьи поступки нельзя предать забвению, чьи дела должны служить примером для нынешних и будущих поколений осетин.
Этим летом Северо-Осетинское республиканское общественное движение осетинских фамилий «Иудзинад», заручившись поддержкой фамилии Гурциевых, обратилось к администрации г. Владикавказ с ходатайством об установке на Осетинской слободке памятника Пипо Гурциеву.
Пипо Гурциев (осет.- Гуырцыты Пипо) – народный герой Осетии. Дата рождения неизвестна, год смерти — 1892. Проживал на нынешней улице Койбаева в г. Владиквказ.
С его именем связан героический поступок и самопожертвование во имя блага всего народа, а также появление на Осетинской слободке Владикавказа («Осетинка» – Ирыхъӕу) осетинского традиционного святилища – «Пипойы дзуар» или Ӕртӕ дзуары (Хуыцауы дзуар, Уастырджийы дзуар, Ног дзуар).
История святилища уходит в 1892 год, когда на Осетинской слободке г. Владикавказа вспыхнула страшная эпидемия холеры. Люди заражались и умирали целыми семьями. Всего заболели 4852 человек, из которых умерли 1405.
Пипо Гурциев, один из самых уважаемых жителей Осетинской слободки, посчитал своим долгом оказывать помощь больным и людям, потерявшим близких. Молчаливый, подтянутый как офицер, он обладал редкой силой воли, даром убеждения, острым умом. Он ходил по домам, ухаживал за больными, успокаивал их, вместе с родными обращался с молитвами к Всевышнему об умерших и об избавлении народа от напасти.
Однажды Пипо Гурциеву во сне явился Уастырджи и сказал: «Народ будет спасён, если ты сможешь принести себя в жертву и погибнуть за людей. Завтра ты должен утром выйти к пасущемуся стаду. Из стада выйдет белый (светло серый) бык. Тебе надо идти за ним. Там, где он ляжет сделай кувӕндон – святилище Хуыцауы дзуар (дзуару Бога), принести в жертву этого быка как это делается на похоронах и помолись с народом. Посади на этом месте дерево – чинар. Оно самое плодоносное, и нация будет увеличиваться. Народ будет спасён, но сам ты не доживёшь до следующего утра».
Утром, проснувшись, Пипо помнил все, что ему было сказано во сне, и все сделал так, как ему велел Уастырджи. От пасущегося стада вышел белый (светло серый) бык. Пипо пошел за ним. Бык привел его к месту, где сейчас расположено святилище и лег. Пипо принес его в жертву Хуыцауыдзуару. Вместе с народом был устроен куывд (коллективная молитва). Эпидемия холеры прекратилась. Как и было предсказано, больше никто не умер и не заразился. Народ действительно был спасён, но сам Пипо умер вечером того же дня. Пипо Гурциев пожертвовал своей жизнью ради избавления земляков от холеры.
Документы с ходатайством об установке памятника Пипо Гурциеву, включающие в себя в том числе и архивные материалы по указанным событиям, в настоящее время находятся на рассмотрении в администрации г. Владикавказ.
Движение «Иудзинад» обращается ко всем неравнодушным жителям Северной Осетии с просьбой поддержать наше обращение в администрацию г. Владикавказа с целью принятия положительного решения по установке памятника.